Разработка модели компетенций
Компетенции - это совокупность знаний, навыков и поведенческих характеристик, благодаря которым человек достигает максимальных успехов при выполнении определенной работы.
Модель компетенций - это полный набор компетенций с индикаторами эффективного поведения. Модель компетенций может включать в себя самые различные знания, умения, навыки и индивидуально-личностные характеристики. Она используется в процессе подбора персонала, оценки, выявления потребности в обучении, формировании кадрового резерва.
Модель компетенций, являясь основой системы работы с персоналом, используется для решения следующих задач:
- оценка результативности
- отбор персонала
- планирование продвижения персонала
- обучение и развитие сотрудников
- вознаграждение и мотивация персонала
- развитие корпоративной культуры
- развитие кадрового потенциала
Разработка и внедрение модели компетенций особенно актуальны, когда:
- Компания хочет завоевать лидирующие позиции на рынке
- Перед компанией стоят сложные цели и задачи, например, по выпуску новых продуктов, освоению новых рынков и т.п.
- Руководители хотят повысить эффективность работы организации и увеличить отдачу от персонала
- Существуют проблемы в области управления персоналом (неэффективный найм персонала, отсутствие кадрового резерва, повышенная текучесть кадров и др.)
- Компания стремительно развивается, численность персонала растет, в этих условиях управление персоналом по-старому сдерживает достижение компанией ее стратегических целей
- Компания достигла такого уровня, когда управление персоналом должно осуществляться в рамках единой системы и на основе современной и эффективной технологии
Разрабатываются следующие модели компетенций:
- Корпоративная модель (компетенции для всех сотрудников компании)
- Модель компетенций для определенного уровня должности
- Модель компетенций для департамента
- Модель компетенций для группы должностей определенного департамента
- Модель компетенций для конкретной должности
Консультанты Центра в сотрудничестве с руководителями организации разрабатывают модель компетенций, а также оказывают поддержку в процессе ее внедрения в практику работы компании.
Внедрение моделей компетенций в практику работы позволяет компании:
- Добиваться лучших результатов деятельности
- Быстрее и эффективнее внедрять изменения
- Развивать кадровый потенциал
- Усовершенствовать процессы обучения и развития
- Повысить уровень мотивации и лояльность сотрудников
- Поддерживать базовые ценности компании
- Развивать корпоративную культуру
- Интегрировать все процессы по управлению персоналом в единую систему
Внедрение моделей компетенций в практику работы компании позволяет сотрудникам:
- Понять ожидания организации от их работы
- Присвоить корпоративные нормы поведения
- Получать обратную связь относительно эффективности своего поведения
- Осознавать, какие компетенции необходимо развивать, чтобы более эффективно выполнять текущую работу
- Осознавать, какие компетенции необходимо развивать, чтобы лучше подготовиться к выполнению работы в будущем
Причины, по которым Компании разрабатывают собственные модели, а не используют стандартные модели:
1. Каждая компания уникальна, обладает своими особенностями, которые имеют порой решающие значение для ее успеха в бизнесе.
2. Если компания берет модель компетенций «с полки», есть риск того, что компетенции останутся абстрактными понятиями и не будут наполнены конкретным содержанием (примеры эффективного поведения сотрудников)
3. Разработка собственной модели компетенций - это первый и очень важный этап внедрения компетенций в практику работы компании.
Используемые методы и методики:
- Анализ документов компании
- Анкетирование
- Интервью с целью выявления примеров эффективного поведения
- Фокус-группы
- Проведение опросов с помощью специально разработанных опросников
Разрабатывая модели компетенций, мы руководствуемся следующими принципами:
- Поддержка проекта и участие в нем первых лиц компании
- Применение различных методов сбора информации
- Привлечение к разработке людей, которые в дальнейшем будут использовать модель компетенций
- Информирование всего персонала компании о сути проекта, практических целях, «выгодах», его этапах и т.п.
- Трансляция общекорпоративных компетенций для работников всех уровней.
Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь по телефонам:
(3452) 68-10-53, 68-10-54, 8-9044-99-59-82, 8-9829-27-46-40
или электронной почте по адресу: [email protected]